Красный Крест. Проект «В бегах». Побег 2

Примечание: школа-интернат Сультен (для детей с 16 лет) довольно известна в Норвегии, поскольку в ней дети с ограниченными физическими способностями учатся вместе и наравне с обычными детьми. 




Место: Сультен, Норвегия
Время проведения: 29 сентября – 3 октября 2010


Впечатления


Это был первый опыт работы с детьми, которые, к сожалению, физически неполноценны, и первый раз, когда я могла не просто сочувствовать им, а на деле помочь, проявить заботу. 

И это совершенно непередаваемые чувства, когда ты видишь, что их воспринимают ни как-то особенно (а тем более ни с пренебрежением), а как полноценных членов общества; не обходят их стороной, а стараются общаться также как и с остальными! Ведь так важно, чтобы они не чувствовали себя «ущербными», что в России, по-моему мнению, встречается очень часто.

На этом туре было много новых инструкторов, но атмосфера осталась прежней: доверие, взаимовыручка, доброта, слаженность. Во многом это заслуга лидера программы,  Йонаса  (о нем я упомянала в прошлый раз), который настолько умеет расположить людей к себе и друг к другу, что кажется будто все участники дружат много лет. 


День пути


В этот раз из университета должно было поехать 5 человек: Йонас, Силия, Лиза, Пол и я. Поскольку нас было много, вместо билетов на самолет мы арендовали машину и в час дня выехали из Буде на север, в сторону города Харшта. 

По дороге мы заехали домой к маме Лизы, которая уже ждала нас с умопомрочительным национальным норвежским ужином. К сожалению, на пудинг с кофе остаться мы не смогли, так как торопились на паром.

Переплыв на Лофотенские острова, мы продолжили путь и к 10 вечера уже были на даче Пола, где устроили классную вечеринку.


День подготовки


На следующее утро мы отправились на экскурсию в Харшту, а затем наконец приехаль в конечный пункт нашего путешестви: школу-интернат Сультен.

Эта школа располагается в потрясающем месте! Живописные пейзажи: горы, море, лес, кони, пасущиеся на лугу – все это действует очень умиротворяюще. Кроме этого, там прекрасно кормят: за три дня, проведенных в школе, мы попробовали рис с курицей кари, картошку с тушеным мясом и брусничным джемом, шоколадный пудинг с разнообразными соусами и многое другое. Кстати в этот раз нам даже повезло спать не на полу, а на кроватях в комнатах на 3х человек в отдельной резиденции.

Для меня было знаменательно то, что в этот раз владение русским языком оказалось очень кстати, потому что среди школьников был мальчик из России, который не говорит ни по-норвежски, ни по-английски. Поэтому меня сразу попросили объяснить ему в чем заключается суть игры и прочие детали. Сначала Костя (этот мальчик) не хотел участвовать в силу своих физических возможностей, но я убедила его, что огромной физической нагрузки эта игра не предусматривает, и он согласился.

Как и в предыдущий раз ближе к вечеру подтянулись остальные инструкторы, и был проведен инструктаж (на норвежском). 

Первый день игры


В этот раз я не испытывала никакого предыгрового мандража, зато я видела, что некоторые новички сильно волнуются, и старалась их подбодрить.
В 12 началось введение в игру. Моей задачей было переводить (ну, или пересказывать по памяти) основные правила, ход игры и пр. для Кости. Вот о нем я, кстати говоря, немного волновалась. Мне не хотелось, чтобы в семье, с которой он будет проходить испытания, он оставался в стороне. И я попыталась сделать как можно больше для нахождения общего языка  между ними.

Суть и ход игры остались прежними, некоторые мои роли тоже повторились. Например, я снова была военным, а затем работала в той же миграционной службе. Зато завершение офисной части было новым: меня не уволили, а включили оглушительную сирену, чтобы все – инструкторы и участники – сбежали на первый этаж и легли на пол, якобы спасаясь от внезапной атаки. После чего все семьи были выведены из здания, чтобы начать второй переход.

Одним из нововведений была карта маршрута, так как в прошлый раз многие инструкторы-гиды заблудились.

Моей новой ролью стала работа в лагере беженцев «Безнадежность», который они организовали вечером посреди леса. Надо отметить, что при сборах в эту поездку я не учла, что мы движемся на север, где с вечера уже минусовая температура, а моя основная деятельность в этом туре продолжалась как раз с 8 вечера до 2 ночи на свежем воздухе. Но как оказалось, это мелочи жизни, ведь если рядом есть друзья, с которыми можно вместе попрыгать или обняться, то уже не так холодно!

Вовремя пребывания в лагере школьникам дали по стакану риса и ложке подсолнечного масла. Тут мальчик на кресле-коляске, который между прочим проделал весь предыдущий путь нарвне со всеми, заставил нас поволноваться. Ему также как и остальным залили в рот ложку противного масла, но он не мог ее проглотить и начал давиться, и мы совершенно растерялись. Но в итоге все разрешилось. Зато возникла новая опасность: в отличие от других он не мог шевелиться, чтобы согреться! а на улице было действительно холодно. Поскольку я больше все хотела «вытащить» его из игры, хотя он настаивал на продолжении, мне поручили быть гидом именно у этой семьи, чтобы я могла контролировать его состояние. 

Возвращаясь к моей работе, я была представителем ООН и должна была убеждать беженцев, что они в безопасности и т.д., а также провести анкетирование, чтобы выбрать семью, которую прямо из лагеря в Норвегию доставит самолет. Через 3 часа после чего я вдруг неожиданно для них превратилась в гида на ночном переходе. К сожалению, Костя к нему не присоединился, потому что он был слишком нервно измотан (даже не от игры, а от непривычки к Норвегии) и я воспользовалась «Emergency break» или «Срочной паузой» и, с разрешения Йонаса, вывела его из игры, после чего его отвезли обратно в школу.




Итак, ночной поход – наиболее сложная и интересная часть игры. Задачи гида это: 

вести семью в правильном направлении;

поддерживать ее морально;

следить, чтобы семья шла вместе, а не в 300 метрах друг от друга;

организовывать ее при встрече с проезжающими машинами (все должны идти по одной стороне);

регулярно проверять не потерялся ли кто-нибудь.

В этот раз семья была очень дружной, кроме того, у нее была своя система переклички и они вели себя организованно. А по пути я даже уговорила их спеть норвежскую песню хором. 
Что касается Маноби (игровое имя мальчика на коляске), то я регулярно спрашивала не замерз ли он и поправляла ему одеяла, которыми его укрыли еще в лагере.

Вот иногда в жизни встречаешь людей, которые передвигаются на коляске, еле разговаривают, и стараешься побыстрее пройти мимо, потому что слишком неловко рядом с ними: не знаешь как себя вести, вообще ничего не знаешь... Но здесь видишь, что это такие же люди, они тоже смеются над шутками, тоже любят, когда с ними болтают, хотя и не могут отвечать разборчиво. Для меня это было очень важное открытие и переход от человека, который жалеет к человеку, который просто дружит и помогает.

Мы были в пути уже 2 часа, когда я решила, что мы потерялись, хотя я и сверялась с картой на каждом повороте, и позвонила Йонасу. Через несколько минут он приехал и чтобы не показывать, что вне игры, начал проверять документы моей семьи, а затем сказал Маноби и еще одному мальчику с ДЦП, что они поедут с ним, а остальные продолжат путь. Кроме этого, он добавил, что мы не заблудились, а просто очень медленно идем.  

С оставшейся частью семьи мы прошли еще около 2 часов и наконец добрались до ночной базы. Свою смену в качестве шефа полиции, которая была за полтара часа до нашего возвращения, я безнадежно пропустила. Но никто не расстроился, так как на всех участках игры всегда работают как минимум 2 человека. Зато дети, которых вела я смотрели меня с нескрываемым негодованием: шутка ли пройти 12 км подряд, за которые им 2 раза сказали, что наверное они идут неверной дорогой (хотя это было и не так).

Потом всех инструкторов, которые освободились увезли в резиденцию.


Второй день игры


В 9 утра мы уже снова были на ночной базе и вместе с беженцами ожидали объявления результатов. В итоге окзалось, что попасть в Норвегию могут только 3 человека из 60 участников, а те, кого не назвали, должны были идти обратно. Семья, которую я вела ночью была очень «рада», что их снова поведу я, хотя настроение у них и правда было получше.

Мы прошли около 20 минут и объявили, что игра завершена. А потом за нами приехали автобусы и скоро мы уже сидели в актовом зале на закрытии очередного тура «В бегах». Правда, мы с Костей просидели там минут пять, все равно ни я, ни он не понимаем по-норвежски, а вот поболтать по-русски у него нескоро получилось бы. Так что до самого обеда, мы болтали, гуляли, и кстати я ведь уговорила девушку из школы, ответсвенную за игру, разрешить мне покататься на лошади, и Костя помогал мне освоится с этим занятием.

Я ничего не написала о девочках, с которыми жила в комнате. Так вот, их зовут Хабан и Мирна, и мы познакомились еще на прошлых выходных, поэтому в этот раз мы еще больше сдружились. И очень грустно было прощаться с ними. Да и вообще со всеми ребятами. В течение моих университетских лет мне не хватало именно этой части студенческой жизни: походов, спанья на полу, ночных посиделок и пр.

Ночью мы уже приехали в Буде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий