Красный Крест. Проект «В бегах». Побег 1

Главное, что я знаю теперь: в мире много несправедливостей, но добрых, готовых и желающих помочь людей в мире еще больше!


Место: Скедсмо, Норвегия
Время проведения: 24-26 сентября 2010


Небольшая справка


Красный Крест – это международная организация, проводящия мероприятия и акции в поддержку всех пострадавших в мире. Ее филиалы располагаются во многих странах мира, в том числе и в Норвегии (в Осло находится штабквартира норвежского филиала) . В ее состав также входят молодежные подразделения, задачей которых является ознакомительная работа и помощь подросткам и молодежи.

Одно из главных направлений работы молодежного отделения Красного Креста является проект  или «Youth on the Run». Задача данного мероприятия, проводимого регулярно в течении года во многих городах Норвегии: научить всех желающих, в возрасте от 14 до 25, правильно и корректно относиться к беженцам; показать насколько тяжело им приходится в реальной жизни. Глава проекта «В бегах» - Джонас Али Джанизаде.  Работа всех инструкторов и организаторов осуществляется на добровольных началах. Стать инструктором по этой программе может любой желающий.

«В бегах» - это ролевая игра, которая длится 24 часа, где участники попадают в условия беженцев из Сомали (в Норвегию), а инструкторы играют различные роли: гидов, военных, работников миграционной службы, пограничников и пр. – то есть они воссоздают ситуацию, возникающую, на всех пунктах, через которые нужно пройти настоящим беженцам. Кроме этого, участники не берут с собой еду и все, что они получают в течение дня – это 150 грамм риса, ложка масла и вода. 

Впечатления


После таких  встреч хочется перевернуть мир. Люди доверяют друг другу, даже если видят кого-то в первый раз. Хотят помогать окружающим, даже если не знают их лично, и делают все не ради личной выгоды, а ради лучшего будущего тех, кому не так повезло в жизни! 

Это так удивительно, когда видишь сколько усилий они прилагают для этого и как охотно. Никто не пытается привлечь к себе внимание, никто не считается из-за работы, которую нужно выполнить, никто не соревнуется – все вовлечены в общее доброе дело, и это именно то, чего мне так не хватало!


День подготовки


Рано утром мы с Джонасом вылетели в Осло, где в аэропорту встретили Самсона, инструктора из Финляндии. Оставив вещи в штабквартире Красного Креста, мы отправились на обзорную экскурсию по городу. К сожалению, нам не повезло с погодой и весь день шел проливный дождь. Все, что мы успели увидеть это Дом Оперы (который произносится по английски как «Опра Хаус», так что мы с Самсоном были уверены, что идем осматривать дом Опры Винфри); главную улицу, Парламент и королевскую резиденцию.

Чтобы спрятаться от дождя и перекусить, мы пошли в Индийский ресторан, где я в первый раз попробовала индийскую кухню. Не могу сказать, что было от нее в восторге, ведь она очень своеобразная. Все оставшееся, до отъезда в Скедсмо, время мы провели в штабквартире. 

Мы познакомились с президентом молодежного отделения Красного Креста, с администратором программы «В бегах», с девушкой, которая отвечает за бюджет и много с кем еще, и в 5 вечера за нами приехало такси.

Очень скоро мы оказались в Скедсмо, в школе, где находилась база этого тура «В бегах». Мы прибыли практически первыми, за исключением людей из снабжения (8 взрослых человек, которые отвечали за еду, транспортировку и нашу безопасность), а также шефа этого тура, по имени Андре, и его помощника Мануса. Все инструкторы, которые приехали позже оказались школьниками 16-17 лет и большинство из них ни разу не делало ничего подобного, хотя среди них было двое опытных инструкторов, участвующих в этой программе не первый год. Кстати одна из девушек действительно переехала в Норвегию из Сомали, когда была ребенком.

Независимо от возраста, образования и пр. все были очень дружелюбны, открыты. Почти каждый поинтересовался откуда я приехала, что я делаю в Норвегии и как долго я здесь пробуду. 

Вечером, когда знакомство и инструктаж были позади, нам на 24 человека привезли 10 огрмных пицц! 

Все инструкторы расположились на полу, в одной комнате и несмотря на то, что за вещами никто не следил, ребята не волновались и оставляли ноутбуки и телефоны где попало.

Первая часть игры (с 12 дня до 1 ночи)


Закончив последние приготовления, еще раз проверив расписание своих ролей, мы стали ждать прибытия школьников (от 14 до 16 лет).

Я очень волновалась, потому что мне казалось, что все вокруг такие профессионалы, что они будут недовольны или разочарованы тем, как я смогу сыграть роли. И видимо это было очень заметно, поотому что ко мне подошел Андре и объяснил, что в первый раз все очень переживают и никто не осудит меня, если что-то не получится. И говоря по правде для меня эта поддержка была очень важна. И потом, когда началась игра, я уже не чувствовала себя так неуверенно.

В 12 часов начался отсчет. Несчастным «беженцам» предстояли тяжелые 24 часа: три больших перехода, еда по норме 150 гр риса в день, постоянные препятсвия при получении и заполнении документов, на границе, встреча с охотниками, которые должны были их пугать, всяческое унижение со стороны инструкторов (в зависимости от роли) и пр.

Было сделано небольшое введение и затем всех детей увели в так называемую «деревню», где они начали строить «дома». Но как только они постороили что-то более или менее пригодное для жилья прибежали военные (в том числе и я) и начали пугать их и кричать, чтоб они уходили оттуда. 

Начался их первый побег. Как потом рассказывали инструкторы, которые исполняли роль гидов, они выбились из графика и решили сократить путь. Но вместо предполагаемых получаса через поле, они шли час или полтара по лесу. А когда вернулись на базу (в школу) гидам сразу же пришлось перевоплотиться в офисных работников. 

В этой части игры были задействованы все волонтеры. Мне и Ингрид достались роли работников миграционной службы, которые должны были выдавать анкету для получения визы в ЕС. Мы не составляли никакого сценария или даже плана, все было импровизировано, но школьникам пришлось действительно несладко. 

Во-первых на нашем столе были разложены печенье, шоколад, фрукты, сок и пр., а «беженцы» уже изрядно проголодались. К тому же посреди работы во все кабинеты привезлитележку с хот-догами и мы ели их на глазах у удивленной публики. 

С каждой семьей мы вели себя по-разному: одним дали не те формы, другим не разрешили использовать стены и пол для заполнения (столов и стульев там вообще не было), с третьими разыграли ситуацию, будто одна из служащих влюбилась в отца семейства, четвертым испорили все заполненные формы, разлив на них сок и т.д. Все это сопровождалось обзыванием, обругиванием, криками на «беженцев», а также инсценированными ссорами между мной и Ингрид. Периодически к нам приходили разные менеджеры, охранники и уборщики и добавляли игре реалистичности и комичности. 

Нужно сказать, что несмотря на отсутствие специальной подготовки все играли очень натурально, но, конечно, иногда было трудно удержаться от смеха.

А вот кому точно было не до смеха, так это школьникам. Некоторые из них настолько разозлились, что их пришлось временно исключить из игры, а один мальчик не знал кого бы ударить за все эти унижения и мучения и ударил стену, после чего ему наложили гипс и вывели из игры насовсем. Может показаться, что мы перегибали палку раз появлялись такие случаи, но когда ты в роли, ты все равно по-разному ведешь себя с теми кому смешно и с теми, кто готов расплакаться.

Мое следующее задание начаналось сразу же после офиса, и мне нужно было уйти пораньше, чтобы подготовиться. Чтобы это выглядело по-настоящему, в наш офис ворвалась главный менеджер наорал на меня за то, что я украла ее деньги и выволокла меня из кабинета.

Роль гида оказалась мне не по плечу: мы заблудились. Но поскольку каждый гид вел только одну семью, мы заблудились отдельно от остальных, хотя правильную дорогу нашла только одна семья из 7. Так вот мы вышли к продуктовому магазину и я поняла, что понятия не имею куда идти, и когда после объяснения дороги по телефону я была расстроена и растеряна и по-прежнему не знала куда идти, за нами послали машину (такое исключение сделали только для моей группы). Было очень темно и нас вывезли на дорогу, которая вела на «границу».

На границе их ждали новые испытания: люди в военной форме, светящие фонарями в лицо, кричали на них и заставляли отжиматься, приседать, качать пресс и пр. И только через полтара часа их пропустили.

Недалеко от границы они начали организовывать новый лагерь под названием «Безнадежность». К ним приходили врачи, представители ООН и обещали принять меры. И когда беженцы решили, что здесь они наконец поспят, им сообщили о новой атаке и пришлось срочно эвакуироваться. 

Их третий побег начался в 11 вечера и охотники (коим я была) должны были их пугать во время пути. Но они вышли слишком рано и шли слишком быстро, так что нам так и не удалось их догнать. Мы вернулись на базу, а в 1 ночи пришли и школьники.

Вторая часть игры (с часу ночи до 12 дня)


Ночь для инструкторов была разделена на двухчасовые смены, во время которых они должны были следить за порядком в комнате беженцев. Моя смена начиналась в 3 утра, но к сожалению (или к счастью) я ее проспала. 

В 7 утра все беженцы должны были пройти еще один контроль, а также получить или не получить разрешение на въезд. Те семьи, которые не прошли испытание должны были вернуться обратно в Сомали тем же путем, что и добирались. Это известие их шокировало и расстроило, но когда они были в пути около 10 минут, гиды сказали им, что они могут идти обратно в школу.

К 12 часам Андре выступил с заключительной речью, мы послушали презентацию представителя организации поддержки беженцев, посмотрели душераздирающее видео о том, как тяжело приходится беженцам в реальной жизни, опросили школьников о впечатлениях, и игра официально завершилась.

Школьники разъехались, волонтеры остались прибираться, а потом тоже уехали.

До вечера мы с Джонасом и Самсоном были в Осло, а около 6 я села в самолет обратно в Бодо. И когда мы уже подлетали к Бодо у меня было такое чувство, что я возвращаюсь домой... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий